Сайт об активном отдыхе в России

Снегоход

Дата публикации: 30.10.2018
Категория: Статья

Снегоход

Первый снегоход появился немногим больше века назад. За это время ученые и инженеры хорошо поработали над тем, чтобы сделать технику удобнее и функциональнее. Сейчас снегоходы помогают спасать людей, перевозить грузы. Также используются в поездках на охоту, рыбалку и просто для получения острых ощущений. В этой статье расскажем, как развивалась эта отрасль и каких успехов удалось достичь.

Аэросани

Прототипом снегоходов считаются аэросани, которые изобрел инженер Неждановский. Они оснащены двигателем внутреннего сгорания с воздушным винтом. Можно сказать, что первый в мире снегоход появился в 1903 году. Хотя на этот счет ведутся ожесточенные споры. Противники этой версии в качестве аргумента приводят тот факт, что аэросани двигаются не на гусеницах, а на полозьях. С другой стороны, устройство придумано для быстрого перемещения по снегу, значит, может считаться снегоходом. Как бы то ни было, аэросани нашли широкое применение на просторах нашей огромной страны. Особенно полезными они оказались в годы Гражданской войны и Великой Отечественной.

Гусеницы

Еще один шаг к появлению снегоходов сделал Адольф Кегресс. Он по заказу Николая II создал системы гусениц. Изобретение нашло применение в царском гараже. Так Кегресс модернизировал автомобили императора. Снегоходами они не являлись, но уже были ближе к современной концепции. В дальнейшем прогрессивная мысль ученого получила развитие в 1909 году. Инженер изменил у автомобиля «Непир» колеса. На место задних поставил особые барабаны. На них надел гусеничную ленту, которая была сделана из шерсти верблюда. На передние колеса установил не длинные и широкие лыжи. При этом разработал сложную систему балансирных рычагов.

Испытания новомодной машины провели в 1911 году вблизи от Царского Села. Покрытую снегом дорогу длиной в 12 верст агрегат проехал удачно. Еще через 2 года Императорское автомобильное сообщество организовало пробный заезд гусеничного «Мерседеса». Один километр он преодолел чуть меньше, чем за минуту.

Кегресс запатентовал автомобильные сани в 1914 году. Это не ускользнуло от внимания хозяев Русско-Балтийского вагонного завода. Они купили право использования изобретения. На базе предприятия стали выпускать автосани, основой которых служил автомобиль «Руссо-Балт». Год спустя усовершенствованные сани испытали на ледяной трассе. Они разгонялись до 40 километров в час.

Карл Элиасон

Прототип привычного нам снегохода увидел свет в 1924 году. Его изобретателем стал канадец Карл Элиасон. Снегомобиль был оснащен двигателем водяного охлаждения. Мощность при этом равнялась 2,5 лошадиных силы. Патент ученому выдали в 1927 году. Элиасон продал его после выпуска первых 40 снегоходов. Крупную партию закупило Министерство обороны США в военных целях.

Бомбардье

В то же время вел работу канадец Жозеф-Арман Бомбардье. Снегоходы того времени не подходили для езды в заснеженных регионах с высокой влажностью вроде Квебека или Новой Англии. Ноу-хау Бомбардье стали системы гусениц. Такие устройства подходили для любого вида снежного покрова.

Это стало отправной точкой для производства закрытых пассажирских снегоходов. В 1937 году вышла модель, которая вмещала 7 человек. Еще через 5 лет выпустили модель на 12 пассажиров. Машина нашла разнообразное применение. Например, как скорая помощь или школьный автобус. Также их активно использовали военные в годы Второй мировой.

Индивидуальные снегоходы

Американцы Эдгар Аллен Хеттин и Дэвид Джонсон представили индивидуальные снегоходы в середине 60-х годов. Такие снегомобили были крайне тяжеловесны и не развивали высокую скорость. И лишь в 1960 году стали использоваться более легкие и маленькие двигатели. С этого времени в Америке и Канаде начался снегоходный бум. В конце десятилетия выпускали до полумиллиона штук в год. Стоит отметить, что до современного вида и характеристик было еще далеко. Моторы самых мощных снегоходов той поры имели мощность в 55 лошадиных сил. Сами машины были невысокими, с низким плоским сидением.

Производители шли на изрядные ухищрения, чтобы удивить потребителей. Это различные модификации лыж и гусениц, вариации расположения мотора, причудливые формы. К тому периоду относится и один из серьезных рекордов скорости. Дик Хэнслер смог разогнаться на Бонневильском озере до 226 километров в час. Для сравнения, в 2010 году рекорд составил 340 километров в час.

В 70-е годы число производителей снегоходов перевалило за сотню. Из-за высокой конкуренции и крупные, и небольшие компании дополнили ассортимент мотоциклами и подвесными моторами. Но удержаться на плаву это не помогло. В Штатах грянул нефтяной кризис, и большинство компаний обанкротилось. Последовал спад выпуска продукции. В начале 80-х он уменьшился до 100 тысяч в год. Выйти на должный уровень производителям удалось только в 90-е годы.

Наиболее значительным новшеством последних десятилетий специалисты называют 4-тактные моторы, которые пришли на смену 2-тактным. Кардинальные перемены произошли под влиянием экологов. Хотя эксперты говорят о том, что двухтактники дадут фору при низких температурах. Расширились и направления в снегоходостроении. Появились новые разновидности машин.

Виды снегоходов

Утилитарные. Они предназначены для поездок на рыбалку и охоту. Особенность этого вида заключается в большой выносливости. Есть возможность использования не только для передвижения, но и в качестве тягача. Комплектующие утилитарных снегоходов простые, надежные и пригодные для ремонта. Оснащены гусеницами шириной 50-60 сантиметров и широкими лыжами.

 Туристические. Конструкция подвески у них более сложная, чем у утилитарных. Это обеспечивает больший комфорт для водителя и его пассажира. Такой вид снегохода не предназначен для перемещения больших грузов. Машины используют для путешествий и активного отдыха на природе. Именно с туристическими снегоходами имеют дело те, кто заказывает тур по окрестностям на какой-либо базе отдыха.

Спортивные. Этот вид не подойдет для загородных поездок и любителям активного отдыха. Как следует из названия, такие снегоходы применят спортсмены на профессиональных состязаниях. Специальная подвеска позволяет улучшить управляемость машиной на трассе. Также у них небольшой вес. Это достигается за счет укороченной базы и узкой гусеницы.

 Кроссоверы. Это нечто среднее между спортивным и туристическим снегоходом. Применяется для загородных поездок. У него хорошая проходимость, мощный мотор и простое управление. Основное отличие в том, что кроссоверы всегда имеют место только для одного человека.

Горные. Идеально использовать для перемещения по крутым склонам. В этом помогает более узкая по сравнению с другими видами база. Другие отличия – длинная гусеница и большой грунтозацеп. Считается наиболее опасной разновидностью снегоходной техники. Требует определенного мастерства вождения. Популярен в гористой местности. На равнине не удобен по причине своих габаритов.

Отечественные снегоходы

У нас стране производят только утилитарные снегоходы. Впервые в СССР такой изготовили в 1971 году. Снегоход «Буран» имел двигатель от мотоцикла ИЖ и вышел с завода «Русская механика». Через год стали использовать более мощные двигатели. Тогда и началось серийное производство. «Бураны» выпускают и до сих пор, разумеется, с учетом усовершенствования. Особо популярен у северян, занимающихся охотой и охраной лесов. Имеет иную конструкцию, нежели у обычного снегохода. В отличие от него у «Бурана» две гусеницы и одна лыжа, а не наоборот. Это позволяет легко проходить по глубокому снегу и не «закапываться».

Современные снегоходостроители добавили технике множество «наворотов». Среди них впрыск топлива, подогрев ручек и сидений, электроусилитель руля, система торможения двигателем. Все это делает снегоходы удобными и практичными в использовании.

 

Другие статьи

Отзывы о статье (0)

Сортировать по: Дата Оценка Полезность

Вы можете быть первым кто оставит отзыв