Сайт об активном отдыхе в России

Зима на Байкале. Особенности автотуризма

Дата публикации: 25.10.2018
Категория: Статья

Зима на Байкале. Особенности автотуризма

В рыболовной среде ходит множество занимательных и интереснейших повествований о рискованных автопутешествиях по льду озера Байкал. Мощные боковые ветра буквально переворачивают машины, отрывая боковые двери. Техника проваливается под лед. Автомашины теряют задние мосты и карданы, отрывают части своей подвески, преодолевая трещины и ледяные изломы.

На Байкале лед встает при -20 градусах по Цельсию в первые несколько дней, ежесуточно нарастая на 3-5 см. В акватории его толщина составляет приблизительно от 60 до 115 см и чуть тоньше там, где снежный покров выше. Лед толщиной в 51-55 см держит вес около 13-16 тонн, что способствует нормальному автомобильному передвижению и даже посадке вертолетов серии «ROBINSON».

Зимние дороги Байкала – «зимники», проложенные опытными рыбаками и охотниками. Они обозначены так называемыми «вешками» – вмороженными в лед обозначениями о допустимой грузоподъемности техники, дистанции, предельной скорости и стоянках. Невзирая на запреты и опасности ежегодно рыбаки и любители активного зимнего отдыха «бороздят» лед Байкала по всем направлениям. Как правило, это опытные люди, знающие и умеющие определять качество льда по его внешнему виду. Но есть и самоуверенные любители просто погонять на льду, что очень часто оборачивается бедой. По свидетельствам очевидцев проваливание происходит практически сразу. Мгновенно авто или мототехника оказывается в полынье и бывает так, что льдины смыкаются в исходное положение, закрывая поверхность льда. Если повезет выбраться из воды, то сохраняется вероятность гибели от переохлаждения, т.к. спасительное жилье далеко.

Опасность представляют щели шириной 0,4-2,1 м и паутинообразные трещины, не замерзающие на протяжении всей зимы и лишь периодически подвергаясь деформации. Вызывает испуг у людей находящихся на льду так называемый «артиллерийский рокот», который сопровождается появление становых трещин, встречающихся в середине акватории озера между Ушканьими островами, Ольхоном и полуостровом Святой Нос. Не менее опасны трещины под снегом – двигаясь на предельной скорости, своевременно разглядеть ее и сделать маневр или затормозить не представляется возможным. Еще одна опасность, помимо трещин это пропарины. Они находятся около подводных термальных ключей, а также в местах выхода газов и под снегом они не заметны. Кроме пропарин и трещин серьезную угрозу несут в себе подводные течения, вымывающие лед изнутри. К примеру, пролив Ольхонские ворота из-за этого не обладает надежностью ледовой переправы.

Во второй декаде марта, когда дневное солнцестояние увеличивается, возрастает риск нахождения на льду рядом со скалами. Это сопряжено с более быстрым подтаиванием льда у кромок скал в отличие от основной акватории озера Байкал. Живописную красоту озера Байкал можно наблюдать в марте. К концу зимы с подвижками льда высота торосов достигает человеческого роста. Великолепие природы и ледяных глыб, прозрачность и голубизна их сколов привлекает внимание многих приезжающих сюда. Толщина льда, за счет его исключительной прозрачности дает возможность увидеть дно и заглянуть в темнеющие глубины Байкала. Ощутить толщину льда возможно лишь по наличию в нем многочисленных трещин. Необычайную рельефность озеру Байкал придают прибрежные скалы, с блестящими на солнце ледяными наплесками. Ледяные наросты на скалах могут достигать десятки сантиметров, а с подветренных сторон при сильных штормах – до десяти метров в высоту. Такие наросты – характерное явление для Байкала, их называют сокуи. Грациозность сокуй просматривается возле Ушканьих островов, на мысах Кобылья Голова и на севере Ольхона.

Ближе к весне в прибрежной полосе озера случаются надвиги льда до семи метров. Долго можно любоваться торосами, образованными застывшими вертикально прозрачными льдинами. Зимняя природа озера Байкал притягивает к себе как магнит, но сворачивать с проверенного «зимника» при отсутствии опытного проводника без необходимости не стоит. Среди местных жителей зимний автотуризм не популярен по ряду причин. Это и жесткий климат, и небольшой световой день и отсутствие должной гостиничной инфраструктуры. Зима для многих туристов – «мертвый сезон». Однако именно зима предоставляет уникальную возможность посетить недоступные летом места. Соблюдая требуемые меры безопасности, можно с уверенностью двигаться по льду замерзших рек и акватории озера, наслаждаясь зимними красотами озера Байкал.

Не стоит ехать на «авось» по-русски и съезжать с «зимника» при отсутствии проводника и спецснаряжения. Помимо теплых вещей необходимо взять с собой:

  •  лопаты;
  •  спички;
  •  топор;
  •  фонари;
  •  тросы;
  •  паяльную лампу;
  •  канистру с горючим;
  •  термос с горячим сладким чаем;
  •  портативный примус или газовую горелку

Фотолюбители должны иметь с собой дополнительные аккумуляторы и хранить их во внутренних карманах одежды, ближе к телу.

Перед поездкой технику также необходимо подготовить – проверить печку, утеплить капот и радиатор, поставить надежные покрышки и конечно – аккумулятор, свечи зажигания, залить высококачественные зимние моторные масла. И всегда помнить, что легко устранимая неисправность летом, в суровых зимних условиях станет кошмаром.

Другие статьи

Отзывы о статье (0)

Сортировать по: Дата Оценка Полезность

Вы можете быть первым кто оставит отзыв